Творческий краудпроект –
создание документальных фильмов
Послания древних цивилизаций нашим современникам
Мы взяли объекты на Земле,
в которых наибольшим образом
видны взаимосвязи неба и земли,
изучили их и попытались понять.
ФИЛЬМ ВТОРОЙ
«Мистерии Семи Звезд»
Подпишитесь на рассылку

Культура, утонувшая в реке времени

Цикл из восьми документальных фильмов

Цель прокекта: Привлечь внимание к сохранению и популяризации культурного наследия Дальнего Востока средствами кинематографа через показы фильмов на телевидении и в интернете.

Проблема сохранения историко- культурного наследия в современных условиях приобрела особую актуальность. История — это история людей, и каждый человек—соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека—в истории и традициях семьи, своего народа. Ощущая свою причастность к истории, мы заботимся о сохранении всего того, что дорого народной памяти.

Фильм 1. «Река Черного дракона», 23 мин., 2005 г. Создан совместно с Институтом водных и экологических проблем, при поддержке Хабаровского отделения Русского Географического общества.

Наша съемочная группа на катере Института Водных и экологических проблем совершает ознакомительную прогулку по реке и заодно пытается выяснить, в чем особенности Амура с точки зрения ученого-гидролога, доктора географических наук Алексея Николаевича Махинова. Он рассказывает о том, как на Амуре формируются острова, совсем не так, как на других реках. Мы увидим красоту амурских берегов, островов, соприкоснемся с первыми легендами реки. Это легенда о Черном Драконе, который победил злого белого дракона, чинившего разор рыбакам. Победитель остался жить в реке, поэтому на китайском языке название реки Амур звучит «Хэйлудзян» - река Черного Дракона.

Фильм 2 «К истокам цивилизации», 2005, 23 мин. Создан совместно с продюсерским центром «Сделано в Хабаровске», при поддержке Хабаровского отделения РГО.

На этот раз свою версию о значении рисунков на камнях и древних жителях Приамурья расскажет Спижевой Николай Евдокимович. Спижевой – ученый, историк, археолог, эксперт Русского Географического общества. Он давно изучает древнюю историю Приамурья. Фильм – это его рассказ. Мы услышим увлекательный рассказ о древних народах, населявших берега реки Амур в глубокой древности, начиная, примерно, с 12 тысячелетия до н.э. По мнению Спижевого, дикими эти народы назвать нельзя. Как назывался этот народ, сказать невозможно, потому, что название не сохранилось, но свидетельства высокой культуры есть. Рисунки на камнях – не что иное, как древний астрологический календарь, по которому можно было точно определить, когда зима поворачивает на лето, а лето – на зиму. Возле камней с рисунками можно найти небольшой «Стоунхендж» - обсерваторию из трех хорошо прилаженных друг к другу камней. Пусть по размерам она уступает настоящему Стоунхенджу, но в ней удобно наблюдать за Солнцем, отмечая, когда светило находится в зените, когда – в надире. Вывод, который делает Николай Евдокимович, заставил нас гордо приосаниться – мы живем на земле с величайшей историей, жители которой хорошо знали космологию и поклонялись Солнцу.

Фильм 3. «Петровская коса», 2007 г., 33 мин. Создан при содействии Далькиностудии и Хабаровского отделения РГО.

Адмирал Геннадий Иванович Невельской был крупным деятелем по исследованию и присоединению к России Амурского края и острова Сахалин. Именно он основал город Николаевск-на-Амуре.

Еще будучи юным гардемарином, Геннадий Невельской любил подолгу стоять у огромной карты мира в штурманском классе, пристально изучая ее. Товарищи его как-то шутливо поинтересовались: что он там все время ищет? Невельской серьезно ответил: «Ищу «белые пятна». Только мы поздно родились. Нет их уже на карте. И, пожалуй, когда мы станем моряками, нам нечего будет открывать». Будущий адмирал оказался неправ. На его собственную долю выпадет еще немало «белых пятен». И именно ему была предназначена своя, особая роль в преумножении славы, чести и величия Родины...
В 1847 году Геннадий Иванович назначается командиром военного транспорта «Байкал», готовит его к плаванию до Петропавловска-на- Камчатке. Его судно в мае 1849 года отправилось в направлении Сахалина. Экспедиция прошла успешно, и Невельской сумел доказать, что Сахалин – остров, а река Амур судоходна.
Еще одно историческое событие происходит благодаря деятельности Невельского: в 1850 году его команда поднятием флага ознаменовала основание Николаевского поста, который впоследствии стал крупным морским городом-портом Николаевском-на-Амуре.

1851 году Невельской останавливается в Иркутске и делает предложение Катеньке Ельчаниновой, которая соглашается стать его женой. Екатерина Ивановна происходила из смоленских дворян и была всесторонне образованна. Она стала верной спутницей Геннадия Ивановича Невельского на всю жизнь, разделила с ним тяготы Амурской экспедиции. На Амуре в семье Невельских родилась первая дочь Катенька, которая умерла в 1854 году от недостатка питания. У Геннадия Ивановича и Екатерины Ивановны родились еще три дочери – Ольга, Мария, Александра и сын Николай. Внуки и племянники Геннадия Ивановича достойно продолжили морскую династию адмирала Невельского.

Наш герой — археолог, эксперт Русского географического общества Спижевой Николай Евдокимович, рассказывает о работе над восстановлением памятника Петровское зимовье, который находится в Заливе Счастья, в узком месте между Охотским морем и устьем реки Амур. Николай Евдокимович нашел место поселения, руководствуясь планом, который начертил Римский-Корсаков в письме к своим родителям. Благодаря этому плану, Спижевой точно определил, где находились дома и другие постройки Петровского зимовья. С 2000 по 2005 годы Спижевой вел серьезные раскопки, но не довел дело до конца из-за отсутствия денег на работы.В фильме Николай Евдокимович покажет все места раскопок и расскажет о быте поселенцев: о русской печке и производстве местного кирпича, о том, как сажали огород и завели даже корову. . Была построена казарма, в которой жили солдаты во время пятилетнего пребывания на Петровской косе. У всех это поселение вызывало досаду: продуваемо всеми ветрами, нет леса, сложно было строить дома, но все это терпелось ради великого дела присоединения приамурья к России. Другого места построить зимовье не было. Невельскому было запрещено занимать Амур. Это было единственное место, где можно было расположиться на зимовку и продолжить работу. Из этого места была сделана масса экспедиций на север и на юг. Офицеры Невельского отправлялись в экспедиции и летом, и зимой для исследования рельефа Приамурья. Это были и горы, это были и бухты, и встречи с аборигенами. Эти офицеры были многогранными, были дипломатами. Они устраивали блестящие отношения с местным населением — тунгусами и гиляками. За время, которое прошло со времен существования Залива счастья, примерно, 150 лет, море размыло береговую полосу, и исчезло более 60 метров земли. Со временем это место полностью поглотит вода. Так утрачивает свои ценности памятник истории Петровское Зимовье. Будет печально, если никогда не сможем узнать, что же таит земля под покровом дерна.

Фильм 4. «Царский курган», 2010 год. 23 мин. Создан при поддержке Хабаровского отделения РГО.

Волочаевское сражение 1922 года стало главной переломной точкой в окончании гражданской войны на Дальнем Востоке и в России. По словам легендарного главнокомандующего вооруженными силами Дальневосточной республики Василия Блюхера: «...Тогда решался вопрос о судьбе Дальнего Востока, об окончательной ликвидации интервенции против нашей страны. Японцы при помощи марионеточного белогвардейского правительства рассчитывали превратить Дальневосточный край в свою колонию... Разбив белогвардейскую армию и угнав её обратно под защиту японских штыков, мы перед всем миром показали, что на Дальнем Востоке нет иного правительства, кроме правительства Читы, то есть Дальневосточной республики... В этом прежде всего состоит историческое значение Волочаевских боёв».

Существует тайна, связанная с Волочаевской сопкой. Древняя нанайская легенда гласит: это не сопка, а царский курган. Об этой легенде известный дальневосточный писатель Юрий Ефименко узнал от своего старого друга, проводника в нанайскую историю, поэта Андрея Пассара. Отношение к Волочаевской сопке, как к месту захоронения знати в древности, сложилось столетиями. Юрий Ефименко хочет подтвердить эту теорию и раскрыть загадку сопки Июнь- Корань.
Его соратники тоже имеют свое мнение на этот счет. Николай Крадин, доктор архитектуры: «Это место наполнено историей времен Гражданской войны. Мне интересно все, что связано с этим природным объектом».

Алексей Махинов, геоморфолог, доктор географических наук: «Волочаевская сопка привлекает внимание, как необычный природный объект. В древности такие сопки могли служить убежищем для местного населения, и вполне возможно, что здесь есть много неразгаданных тайн, связанных с более древней историей, чем события начала 20-го века».

Николай Спижевой, археолог, эксперт РГО: «Царский курган из истории людей Покровской культуры, проживавших здесь в 11 — 12 веках. Нанайцы унаследовали некоторые традиции этого народа. Я думаю, что перед нами курган, но не рукотворного, а природного происхождения».

Ученые пытаются приоткрыть завесу тайн сопки с загадочным названием Июнь-Корань. Возможно, к единому мнению они не придут, но будут полны решимости изучать вопрос дальше».

Фильм 5. «Дальний Восток. Легенды Хехцира», 2016, 20 мин. Фильм создан совместно с Большехехцирским заоведником, при поддержке Хабаровского отделения РГО и Далькиностудии.

Экспедиция по большой туристической тропе, от подножия Хехцира до его вершины. Уникальность в том, что о самом заповеднике расказано мало. Собраны редкие легенды о Хехцире, которые звучат на фоне небообразимо красивой природы заповедника и шаманских плясок.

Фильм 6. «Врата небес», 2018 год, 26 мин. Совместно с Дальневосточной студией кинохроники. Снят при финансовой поддержке Министерства культуры РФ.

Эксперт Русского географического общества Николай Спижевой отправляется на скальные объекты вблизи села Сикачи- Алян, чтобы исследовать значение загадочных рисунков, выбитых на камнях. Существуют нанайские легенды о происхождении рисунков на камнях, на основании которых ученые считали, что авторы рисунков – нанайцы. Николай Евдокимович доказывает, что петроглифы – это карта звездного неба, появившаяся задолго до прихода на Амур нанайцев. Он раскрывает философию древних астрономов, строивших тысячелетия назад пригоризонтные обсерватории.

Фильм 7. «Когда-то давно жили...», 26 мин, 2019 (планируется). Создан совместно с Дальневосточной студией кинохроники, при поддержке Хабаровского отделения РГО.

Фильм продолжает тему, начатую в фильме «Врата небес» об уникальной культуре нанайцев. Народ нани живе на берегах реки Амур примерно 900 лет. Их мировоззрение — жить в гармонии с природой, с духами воды, земли, неба, леса, гор. Они занимались охотой, рыболовством, поклонялись добрым духам и защищались от злых. Нанайцы, придя на Амур, со временем создали и расширили свои культурные традиции. Они вбирали в себя что-то от других народов, проживавших рядом с ними и делали это частью своей жизни. Так появились у нанайцев взаимствованные у китайцев легенды о драконах. Наиболее ярко это явление видно на примере жилищ. У нанайцев есть китайская фанза и русские домики. В 2009 году на территории туристического комплекса «Вэлком» эксперт РГО, археолог Николай Спижевой начал реконструкцию нанайской деревни. Это было несколько жилищ, которые он строил, вместе со своей бригадой, по русской и китайской технологиям. Здесь была фанза с настоящим каном, резной домик с драконами — усыпальница шамана, русский амбар — хранилище продуктов. Когда все было готово, Спижевой разжег костер, над которым закипела вода в котле, и деревня ожила. Зазвучали древние легенды. Таких деревень сейчс нет. Этот кусочек ушедшей цивилизации ценен тем, что он хранит ушедшую эпоху охотников и рыболовов.

Фильм 8. «Северный шелковый путь», год запуска в производство 2019. Совместно с продюсерским центром «Сделано в Хабаровске». При поддержке Хабаровского отделения РГО.

Пройти по следам научно- исследовательской экспедиции, которая заново открывает неизвестный северо-восточный шелковый путь Сантан. В 1997 году японский профессор Кадзуёси Оцука обратился в Хабаровский краеведческий музей с целью организации экспедиции для изучения северовосточного шелкового пути. Экспедиция связывалась с именем Мамия Риндзо – японского картографа, путешественника. В Японии это имя почитаемо, поскольку этот путешественник и ученый в период, когда Япония была закрытой страной, совершил путешествие и описал Сахалин, Приамурье, посетил ярмарку Дерен на Нижнем Амуре. Увиденное он изложил в книге, и благодаря его труду, эта уникальная страница не является потерянной для истории Дальнего Востока. Проводником и ближайшим соратником профессора Оцуки в экспедиции был эксперт Русского Географического общества, историк, археолог Николай Евдокимович Спижевой. На протяжении трех лет он сопровождал профессора и проводил вместе с ним исследовательскую работу. Фильм основан на воспоминаниях Николая Спижевого о работе экспедиции. У коренных жителей Приамурья всегда были торговые связи с Сахалином, а после подписания Нерчинского договора появились торговые точки манчжуров на Нижнем Амуре. Самая крупная торговая точка, ярмарка Дерен, находилась в районе современного села Новоильиновка. Местные жители привозили на ярмарку шкуры соболей, а манчжуры давали за них шелковые халаты, отрезы атласа, парчи, пуговицы и многое другое. Из Японии везли чайные принадлежности, посуду, утварь. Мамия Риндзо в 1809 г наблюдал на ярмарке Дерен оживленную торговлю. Кто- то уезжал, кто- то приезжал, были аборигены, манчжуры, айны с острова Сахалин, даже русские. До сих пор в некоторых местах, где проходил северный шелковый путь, и стояла ярмарка, сохранились предметы тех далеких лет. Целью экспедиции 1997-2000 гг было найти свидетельства активной торговли и межкультурных связей на Нижнем Амуре. Изучали влияние японской и манчжурской культур на жизнь местного населения. Это влияние не всегда было позитивным. Было найдено много артефактов. Некоторые шелковые изделия и старинная японская чайная посуда сохранились в музеях Комсомольска и Николаевска. По пути следования экспедиции, профессор Оцука и Николай Спижевой встречались и людьми, которые помогали узнать больше о ярмарке. В поселке Булава местные мастера помогли сделать лодку-«сантанку», точную копию той, на которой ходили на Сахалин жители Нижнего Амура за японскими товарами. Главным героем фильма выступает Николай Спижевой. Он проведет нас по пути Сантан, расскажет о ярмарке, о том, как жили аборигены Нижнего Амура, как общались с представителями других стран. В его рассказе не только научные и исторические факты, но и много приключенческих моментов, таких как старый дом и интригующая находка на чердаке. Помимо Спижевого, в фильме предполагаются интервью с косвенными участниками экспедиции, теми, с кем встречались на своем пути историки. Это Росугбу Надежда Петровна, глава сельского поселения Булава, Куйсали Юрий Никитович, директор булавинской школы искусств, Дявгода Николай Николаевич, мастер национального искусства из села Богородское, сотрудники Николаевского краеведческого музея и Комсомольского музея искусств. Необходимо совершить поездку на Сахалин, поскольку айны играли большую роль в установлении торговых связей Японии и Нижнего Амура. О Северном шелковом пути мало кто знает. Но именно благодаря активным торговым связям между Китаем, Японией и аборигенами Дальнего Востока в Приамурье создавалась и развивалась особая субкультура, характерная только для этих мест

НЕБО НА ЗЕМЛЕ
Творческий краудпроект –
создание документальных фильмов
Послания древних цивилизаций нашим современникам