Творческий краудпроект –
создание документальных фильмов
Послания древних цивилизаций нашим современникам
Мы взяли объекты на Земле,
в которых наибольшим образом
видны взаимосвязи неба и земли,
изучили их и попытались понять.
ФИЛЬМ ВТОРОЙ
«Мистерии Семи Звезд»
Подпишитесь на рассылку

Небо на земле

Цикл из восьми документальных фильмов

Аудитория: 12+
Автор: Ирина Поздеева.

Логлайн: Послания древних цивилизаций нашим современникам.

Зачем изучать историю? Зачем смотреть в небо?
Чтобы лучше понять настоящее и успешно строить будущее, надо изучать мировую историю, при этом историю надо изучать во всей ее полноте.
Почему мировую историю? Мы — часть огромного мира под названием Планета Земля. Земля связана с другими планетами, которые на нее влияют и на которые влияет она сама. Это влияние можно рассматривать на уровне цивилизаций, стран и отдельных людей. Сейчас перед человечеством стоят сложные проблемы. Их решения, вполне вероятно, можно найти в глубине веков. Наверняка, с подобными проблемами человечество уже сталкивалось и так или иначе их преодолело. Прежде всего надо обращаться к историческому опыту планеты. Навыки со временем угасают, но совсем не исчезают. Попросту надо время от времени освежать историческую память.
Героиня нашего сериала астролог Ирина. Она обладает знаниями астрологии джйотиш. Это знание зародилось в Индии, в такие далекие времена, что трудно себе их представить. Джйотиш — не просто знание о звездах и их влиянии на человека, это сложная духовная наука, которая позволяет отслеживать развитие цивилизаций, наций и людей, изучает их взаимодействие и пути освобождения. В основе учения лежит идея бессмертия. С этой точки зрения Ирина изучает жизнь планет, их связь с древними цивилизациями и исследует загадочные отражения небесных созвездий на Земле, которые вряд ли можно объяснить простыми совпадениями. Существует немало свидетельств тому, что древние цивилизации Египта, Камбоджи и другие тем или иным способом отображали полярные области звездного неба на земле, например, при строительстве ритуальных сооружений. Почему? Какое послание скрывается за этим? История нескольких тысячелетий развития человечества задает эти загадки и до сих пор не может дать на них однозначного ответа.
Изучая стояния планет на протяжении «Платонова года», Ирина сделала несколько открытий, приблизивших ее к разгадке исторических тайн планеты. Путешествуя по разным странам, изучая исторические факты и астрологические феномены, Ирина делает вывод, который, впрочем, был известен древним: «Что на Земле, то и на небе».
В этом ей помогают современные ученые: историки, востоковеды, космонавты.
Мы взяли семь объектов на Земле, в которых наибольшим образом видны взаимосвязи неба и земли, изучили их и попытались понять послание древних цивилизаций современному человечеству.

Фильм 1. «Мистерии Ангкор-Вата», 26 мин, документальный

Послание: «Что на небе, то и на Земле»

Впервые об Ангкор-Вате, как о «Мертвом городе», узнали в середине 16 века. Однако широкую известность Ангкор-Ват получил благодаря Анри Муо, французскому натуралисту, который в 1860 году снарядил экспедицию в Камбоджу и, собирая в джунглях образцы флоры и фауны, случайно наткнулся на живописные развалины. Он был прекрасным рисовальщиком, и его рисунки показались европейцам картинами из другого мира, после сенсации, которую они произвели, начались исследования джунглей, где стали находить новые храмы с надписями на санскрите.

Ангкор, поселение кхмерской империи, считается крупнейшим доиндустриальным городом мира, и в нем более 300 храмов. Главный храм — Ангкор-Ват — был и остается величайшим в мире храмом. Этот храм посвящен Вишну. Над возведением его на протяжении 40 лет трудились тысячи великих мастеров, художников и зодчих.
Храм Ангкор-Ват олицетворяет Вселенную. У него сложная трехуровневая композиция со множеством лестниц и переходов, галерей и бассейнов. Три уровня символизируют три плана бытия или три «этажа» Вселенной: низшие (адские), средние (земные) и высшие (райские) планеты, по которым странствует бессмертная душа.
Есть гипотеза о том, что Ангкор — это модель цикла прецессии и космических эпох. Всего в Ангкоре 72 главных каменных храма. Прецессия движется со скоростью около 1 градуса в 72 года. Знак Зодиака протяженностью в 30 градусов , она проходит приблизительно в 2160 лет. Этот период астрологи называют Эрой знака Зодиака. В храме Байон 216 загадочных ликов, которые в 10 раз больше человеческих.
Дороги в Ангкор-Вате символизируют четыре дороги, которыми идет человечество — четыре эпохи космического цикла. Эти эпохи — Сатья-юга, Трета-юга, Двапара-юга и Кали-юга — длятся соответственно 1728000 лет, 1296000 лет, 864000 лет и 432000 лет. В Ангкор-Вате длина основных участков дороги составляет 1728, 1296, 864 и 432 хата ( хат - 0,5 метра).
Самым загадочным из всех храмов Ангкора является храм Байон, посвященный императору Джаяварману 7. У храма 54 башни, на каждой из которых 4 каменных лика, смотрящих по сторонам света, 216 ликов — и все разные. Кто они? До сих пор это осталось загадкой. Именно здесь, в храме Байон, хранится великая тайна кхмеров. Когда было закончено строительство Байона, Джаяварман установил на его территории стелу с надписью «Земля Камбу подобна небу». И больше кхмеры не строили...
Почему? Возможно потому, что они построили все, что хотели? А возможно потому, что что после того, как императоры Великой Кхмерской империи построили 320 храмов, их земля стала «подобной небу».
В 1996 году британский ученый Джон Григсби, заинтересовавшись загадочными словами Джаявармана 7, пришел к выводу, что 320 храмов Ангкора — это проекции 320 видимых звезд околополярной области Северного полушария неба, а 15 главных храмов Ангкора — это 15 основных звезд созвездия Дракона.
Земля под воздействием гравитации Солнца и Луны совершает медленное круговое движение, подобно волчку. Проекция земной оси очерчивает круг с центром в северном полюсе эклиптики, который находится в «сердце» созвездия Дракон. Цикл прецессии, или полный круг земной оси вокруг северного полюса эклиптики, составляет 25920 лет, и этот период называется «Великим Платоновым годом». В 10500 году до н.э. Ось прецессии вошла в знак Льва и начался новый прецессионный цикл. В это время 72 звезды созвездия Дракона занимали положение на небе, идентичное расположению 72 главных храмов Ангкора.
Один месяц «Великого Платонова года» равен 2160 земным годам. Этот период называют астрологической эпохой, которая, по мнению астрологов, представляет этап в развитии человечества, связанный со знаком Зодиака, где проходит ось прецессии.
В день весеннего равноденствия в 10500 году до н.э. Солнце всходило в знаке Льва. Прошло 12500 лет, и наступила эпоха Водолея (примерно, в 2003 году). В астрологии знак Водолея связывают с революционными идеями, объединением, стремлением к духовному знанию, свободе и поискам бессмертия. Возможно, эпоха Водолея принесет ответ на вопрос — что же хотели сказать нам древние цивилизации и в чем смысл послания древних кхмеров?

Фильм 2. «Стоящие камни Караунджа», 26 мин., документальный

Послание: «Древний храм-обсерватория: наблюдать за звездами и получать высшие знания»

Караундж — самое древнее и, пожалуй, самое загадочное мегалитическое сооружение в мире. Этот каменный комплекс занимает площадь около 13 гектаров и представляет собой окружность, образованную сотнями больших вертикальных камней. Местные жители называют его «Стоящими камнями». Высота каждого камня варьируется от полуметра до 3 метров, а вес их достигает до 10 тонн. 80 камней из 223 имеют круглые отверстия в верхней части. Высечены они из базальта. Центральный эллипс (45 на 36 метров) состоит из 40 камней. В центре его находятся руины размером 7 на 5 метров.

Караундж привлек внимание исследователей лишь недавно — в конце 20 века, а до этого был предоставлен разрушительной силе времени. Точный возраст комплекса пока не удалось установить. Ученые называют несколько вариантов: 4500, 6500 и 7500 лет. А некоторые считают его значительно старше и временем его создания указывают середину 6 тысячелетия до н.э. Невозможно однозначно сказать, каково было предназначение Караунджа. Наиболее распространенной версией считается версия о самой развитой и древней обсерватории того времени. Все исследователи, которые изучали Караундж, пришли к этому мнению.

Но вопрос о том, как древние люди получили знания и опыт в астрономии и математике, необходимые для строительства такого масштабного сооружения, остается открытым.

В период с 1994 по 2001 год было организовано несколько экспедиций по исследованию Караунджа, возглавлял которые советский ученый Парис Геруни. Академик Парис Геруни полагал, что Караундж был очень древней и очень развитой обсерваторией, поэтому решил исследовать монумент с применением астрологических методов. Была составлена подробная топографическая карта Монумента, произведены измерения его географической широты и долготы, угол магнитного отклонения на местности, тщательно были измерены азимуты и углы места направлений отверстий, имеющихся в камнях и др. Все камни были пронумерованы, составлен их полный каталог с описанием их размеров и состояния.

В то же время было сделано много интересных наблюдений небесных тел, произведена фото- и видеосъемка в моменты восхода, захода солнца и луны.

Согласно анализа полученных данных, было сделано предположение, что Караундж имел три основных значения

– Храм Солнца;
– крупная обсерватория;
– древний университет.

Есть основания предполагать, что астрономия в Армении зародилась около 25000 лет назад, а первые опыты с простыми инструментами в Караундже начались более чем 20000 лет назад. Затем 15000 лет назад были построены более сложные инструменты.

Доктор Мигран Варданян писал: «Идея некрополя, безусловно, верна, но после нашего первого исследования центрального круга, ясно, что памятник направлен к Солнцу, скорее всего, согласован с Луной, и, что очень интересно, возможно, даже согласован с некоторыми планетами, о чем свидетельствуют маленькие отверстия, просверленные через монолиты и направленные на горизонт».

Зная древний принцип «Что на небе, то и на Земле», кандидат биологических наук Вачаган Ваградян и инженер Марина Ваградян предположили, что расположение камней мегалита может соответствовать форме какого-либо созвездия. И, проведя детальный сравнительный анализ, ученые пришли к неожиданному выводу: древний Караундж повторяет форму созвездия Лебедь с нессиметричныи крыльями. Оказалось, что звездам небесного Лебедя соответствуют те камни, которые установлены на особых пьедесталах, тогда как остальные камни просто врыты в землю. А камень, которому Геруни присвоил номер 200, соответствует звезде Денеб, самой яркой в созвездии Лебедя.

Это позволило ученым сделать вывод о том, что древним строителям было известно деление неба на созвездия и они хорошо разбирались в астрономии, им были хорошо известны такие сложные понятия, как эклиптика и прецессия.

Фильм 3. «Пояс Ориона», 26 мин., документальный

Послание: «Идея возрождения и бессмертия»

Ученые определили, что между картой построек пирамид Гизы и картами звездного неба существует статистически достоверное соответствие. Три великие пирамиды представляют собой точную проекцию трех звезд пояса созвездия Орион. Это был крупный прорыв в познании древнеегипетской цивилизации.
Этот древнеегипетский некрополь находится на плато Гиза в Ливийской пустыне. Он состоит из пирамиды Хуфу (Великая пирамида, пирамида Хеопса), несколько меньшей пирамиды Хафры и относительно скромных размеров пирамиды Менкаура.
Помимо больших пирамид тут располагаются отстатки еще восьми небольших пирамид-спутниц, одна возле пирамиды Хафра, и еще три на восточной стороне пирамиды Менкаура. Практически на краю плато можно увидеть уникальную скульптуру Сфинкса.
Пирамида Хеопса была построена в 2560-2580 гг до н.э.и является фантастическим шедевром инженерного искусства не только благодаря своим гигантским размерам. Уникальность пирамиды состоит также в исключительной точности ориентации граней по сторонам света. Сегодня достижение такой точности потребовало бы применения лазерных теодолитов, топографических карт и армии инженеров, астрономов и каменотесов.
Известно, что в 1798 году Наполеон побывал в пирамиде Хеопса в королевской комнате и попросил оставить его в покое на некоторое время. Когда вышел, по словам очевидцев, был сильно потрясен. Адъютант его спросил, пережил ли он что-то необычное, но Бонапарт отказался комментировать то, что произошло. Только сказал, что не хочет никогда больше переживать такое событие.
Несколько лет спустя, когда уже был на смертном одре, близкий друг снова задал ему тот же вопрос. Наполеон собирался ответить, но в конце концов, покачал головой и сказал: «Нет, смысла нет, мне никогда бы не поверили». То, что произошло, остается загадкой и по сей день и есть много гипотез, которые пытаются ответить на этот вопрос. Говорят, Наполеон видел будущее, прошлое или свою судьбу.
Рядом с великими пирамидами находится статуя легендарного Сфинкса. Сфинкс изображен с телом льва и головой человека. Имея длину 73,5 м, ширину 6 м и высоту 20,2 м — это самая крупная монолитная статуя в мире.
Согласно легенде, Сфинкс — существо живое. Когда ему что-либо не нравится в поведении людей, он спрыгивает с пьедестала, уходит ночью в Ливийскую пустыню и там зарывается глубоко в песок... Поэтому увидеть его дано было не всем. А это и породило путаницу с датой изготовления таинственного монумента.
Изучая скульптуру, ученые пришли к выводу, что Сфинкс периодически скрывался под слоем песка и время от времени его приходилось откапывать.
На основании этих фактов они сделали вывод, что Сфинкс был сделан гораздо раньше, чем это предполагалось ранее. О времени постройки статуи существуют различные гипотезы. Командой гидрологов были обнаружены следы эрозии, что указывает на следы потопа, когда-то произошедшего в этих местах. После проведения многочисленных анализов и консультаций с геофизиками была названа предположительная дата событий — 8000 лет до н.э.,а повторные исследования, проведенные англичанами, отодвинули эту дату до 12000 лет до нашей эры. К тому же выяснилось, что следы эрозии приходятся на обработанную часть скалы, на которой установлен Сфинкс, значит, он стоял там еще до потопа. Французские археологи утверждают, что датировка потопа, произошедшего в Египте, совпадает с датой гибели Атлантиды по Платону...
Итак, загадка происхождения Сфинкса уходит в незапамятные времена, о которых нам мало что известно. Можно предположить, что в глубине веков на нашей Земле существовала высокоразвитая цивилизация, а ее представители, обладая развитой наукой, могли предвидеть грядущую катастрофу и постараться сохранить свои знания для будущих поколений. Согласно этим легендам, в долину Нила прилетели боги на огненном шаре. Царя этих богов звали Тот. Эти божества, которых было девять, начали обучать аборигенов азам математики, медицины, астрономии, земледелия. Они передали свои знания египетским жрецам, которые сумели быстро освоить астрономию и могли точно рассчитать, когда произойдет затмение Солнца. Но по прошествии времени знания, принесенные пришельцами, стали забываться. Были потеряны технологии производства уникальных никелевых и бронзовых сплавов, которые умели производить древние. Забыт и чудодейственный рецепт «эликсира бессмертия», который был известен богу Тоту и его сыну Гермесу Трисмегисту. Вероятно, боги-миссионеры предвидели, что люди не сумеют сохранить подаренные им навыки и знания. А если так, то следовало позаботиться, чтобы хоть часть этих знаний сохранилась. Возможно, что в качестве тайного хранилища знаний и был возведен Сфинкс. Сфинкс смотрит строго на Восток – на восходящее солнце, за восточный горизонт Тибета. Для Египетских жрецов в данной точке пересекаются две священные реки. Одна из них – река Нил – несет свои воды нескончаемым потоком с юга на север и является отражением небесной реки Млечный Путь, по которой бог Осирис плывет на ладье – Созвездии Орион, уже многие сотни лет поднимаясь все выше и выше над южным горизонтом (вследствие прецессии небосвода). Нил для египтян олицетворяет все, что связано с жизнью, с земным, материальным. Другая река – невидимая река света и гармонии – струится с востока на запад и является отражением второй небесной реки – Эклиптики, по которой боги во главе с богом Ра на Ладье Вечности совершают непрекращающееся путешествие (вечный путь Солнца среди зодиакальных созвездий).
Работами Бьювэла, Джилберта, Хенкока было убедительно показано, что между картой построек пирамид Гизы и картами звездного неба существует статистически достоверное соответствие. Три великие пирамиды представляют собой точную проекцию трех звезд пояса созвездия Орион.
Используя астрономические компьютерные программы «Скай глоуб» и «Ред шифт», удалось имитировать цикл прецессии, чтобы точно установить, когда звезды Ориона соответствовали их пирамидальным аналогам на Земле. Сделать это вполне возможно, так как интервал прецессионного «сдвига» земной оси относительно небесной сферы никогда не менялся за много тысяч лет. Каждые 72 года происходит сдвиг на 1 градус. Таким образом, 2160 лет Солнце находится строго в одном созвездии, постепенно «проходя» их все (полный круг из 12-ти) за 25920 лет. Бьювэл установил, что в ходе прецессионного цикла три звезды Пояса Ориона скользят вверх и вниз по меридиану: 13000 лет «вверх» (то есть набирают высоту над горизонтом в момент прохождения меридиана) и 13000 лет «вниз» (то есть теряют высоту над горизонтом при прохождении меридиана). Самая низкая точка этого цикла приходится на 10500 г.до н.э., А самая высокая будет наблюдаться где-то после 2000 г.н.э. Компьютерная программа показала, что именно в 10500 г.до н.э. три звезды пояса Ориона точно соответствовали трем пирамидам долины Гизе. Подтверждает эту дату и знаменитый Сфинкс долины Гизе. Он смотрит прямо на восток, где восходит солнце. В день весеннего равноденствия 10500 г.до н.э. оно поднималось в созвездии Льва. Крайняя точка прецессиального движения созвездия Орион однозначно совпадает с периодом глобального изменения климата на Земле. В это время происходит массовая гибель мамонтов, других животных. Повышается уровень мирового океана, что сказалось на затоплении некоторых участков суши и, как следствие, вызвало к жизни многочисленные легенды и сказания о Потопе. Эзотерическая традиция связывает с этим периодом исчезновение острова Атлантиды. Таким образом, созвездие Орион своим движением отметило Закат, конец целой эпохи в истории Земли. Орион стал «стражем порога», отделяющего один период времени от другого. Примерно в 6 000 г. до н.э., когда звезды Ориона восходили во время весеннего равноденствия, египтяне, подобно большинству других культур, измеряли свой год по восходу и заходу самых ярких звезд. Важность звезды, которая восходит прямо перед Солнцем, заключается в том, что она возвещает восход Солнца. Британский писатель и журналист Грэм Хэнкок в книге «Загадка Сфинкса» назвал космические монументы Гизы «каменной книгой, сошедшей с небес», поскольку три великих пирамиды Гизы являются земными аналогами трех звезд Пояса Ориона, а Сфинкс – земным отображением созвездия Льва. В книге Роберта Бьювэла и Эдриана Джилберта «Секреты пирамид» излагается гипотеза о соответствии планировки комплекса пирамид Гизы расположению звезд в созвездии Ориона, по принципу «на земле, как на небе».

В египетском городе Александрия существует древнее собрание рукописей на греческом языке, относящееся к первым векам христианской эры. В этих текстах преобладающей темой является небесно-земной дуализм, переплетающийся с проблемами воскресения и бессмертия души. Так Г.Хэнкок в своей нашумевшей книге «Зеркало небес, или поиск пропавшей цивилизации» попытался ответить на вопрос о цели строительства этих сооружений. По его мнению, в доисторическую эпоху на Земле существовала духовная система, основанная на идее возрождения и бессмертия. Она принадлежала очень развитой цивилизации, которая непонятно каким образом исчезла с лица земли...

Фильм 4. «Дварака - «индийская Атлантида», 26 мин, документальный

Послание: «Мифы и реальность Атлантиды»

Многие из нас что-нибудь да слышали об Атлантиде – некогда ушедшем под воду процветающем острове-государстве, о котором говорили древнегреческие философы, в том числе Платон, а после и теософы, например, Е.П. Блаватская в «Тайной доктрине». Они описывали неслыханные богатства и плодородие острова, его густонаселённость, богатый природный мир (ведь там обитали даже слоны). Населяли остров атланты – потомки Посейдона, то есть существа, имевшие божественное происхождение. Пока в атлантах сохранялась божественная природа, они пренебрегали богатством, превыше всего ставя добродетель, но когда божественная природа выродилась, смешавшись с человеческой, они погрязли в роскоши, алчности и гордыне.
Никто до сих пор так и не смог определить, когда существовало это государство и где оно находилось. Раскроется ли когда-нибудь эта тайна или нет – нам это неведомо. Многие учёные по сей день считают легендой все рассказы об Атлантиде. Аналогичным образом, до недавнего времени научный мир считал вымыслом истории о другом затонувшем городе-острове, который назывался Дварака. Это была столица династии Яду, в которой около 5 000 лет назад явился в этот мир в человеческом облике Сам Верховный Господь – Кришна. Учёные-материалисты не верили древним священным текстам, описывавшим Двараку, пока в 1982 году археологи под руководством доктора С. Р. Рао не обнаружили на морском дне у побережья индийского штата Гуджарат останки этого города, в отличие от остающейся по сей день мифом Атлантиды. Но, может, Дварака и есть та самая Атлантида...
Всё началось с того, что, работая над реставрацией храма Дваракадхиши в современном городе Двараке, археологам пришлось разрушить одно мешавшее здание, под которым они нашли остатки храма Вишну, датируемого IX веком. Заинтересовавшись, они стали копать глубже, и нашли ещё два древних храма. Раскопав следующий слой, археологи обнаружили размытые камни древней городской застройки. Термолюминесцентный анализ показал, что они датируются 1520 годом до н.э. В Индии все, от мала до велика, знают великий эпос «Махабхарата», вот и археологи вспомнили об описанном в нём городе Дварака, который когда-то был поглощён океаном. Они решили продолжить раскопки, но теперь уже не на суше, а в прибрежных водах. Первые находки были сделаны на острове Бет-Дварака, который находится в нескольких километрах от современной Двараки. Была найдена стена, длиною более 550 метров, а также обломки керамики, датированные 1528 годом до н.э. Но самое главное – была найдена печать (мудра), о которой говорилось в священных писаниях. В частности, в «Махабхарате» сказано, что Кришна повелел всем жителям Двараки носить с собой печати. Изображённое на печати трехглавое существо с головами быка, козла и единорога соответствовало описанию, приведённому в тексте «Харивамша», анализ печатей показал их возможный возраст – начало II-го тысячелетия до н.э. или даже старше.
Научные исследования позволяют датировать археологические находки в Двараке приблизительно 2500-1500 гг. до н.э. Найденные при раскопках на Курукшетре железные наконечники стрел и копий датируются 2800 г. до н.э. Это приблизительная дата великой битвы, произошедшей по данным священных писаний примерно в то время. В «Шримад-Бхагаватам» сказано, что в девятнадцатом и двадцатом воплощениях Господь явился в династии Яду как Господь Баларама и Господь Кришна. Незадолго до того, как Господь пришёл на эту планету, в земных семьях стали во множестве рождаться демоны (асуры, атеисты), которые, обуреваемые гордыней, угнетали простых людей и уничтожали брахманическую культуру. Чтобы усмирить их, Господь приказал богам (девам, сурам, преданным Господа) родиться в династии Яду, которая благодаря этому разрослась и разделилась на сто один клан.
В строительстве города проявились все научные знания и зодческое искусство архитектора богов Вишвакармы. Он построил его с помощью мысли, за один день. В Двараке были широкие проспекты, торговые улицы, просторные дворы, великолепные парки и сады, в которых росли деревья и лианы с райских планет. Смотровые башни ведущих в город ворот были украшены золотыми башенками, которые своими крышами из горного хрусталя подпирали небо. Между главными и второстепенными дорогами располагались дворы, в которых стояли золотые дома, окружённые стенами. Их крыши были украшены драгоценными камнями, а полы выложены изумрудами. Это был очень богатый город, единственный город на Земле, который был усеян драгоценными камнями. Рядом с домами находились сделанные из серебра и бронзы сокровищницы, кладовые и конюшни для отборных лошадей. В каждом доме была своя смотровая башня, сделанная из хрусталя, на самом верху которой находились золотые горшки. Все дома были многоэтажными, и в каждом из них был храм для семейных божеств. Дома стояли на просторных участках земли и вокруг них были разбиты парки и сады.
Бог Индра подарил Шри Кришне зал собраний Судхарма, который был принесён в Двараку с райских планет и обладал одним чудесным свойством: всякий, кто входил в него, освобождался от мук, вызываемых голодом, жаждой, скорбью, иллюзией, старостью и смертью. Эти шесть кнутов стегают всех, кто ведёт материальное существование, но, пока человек оставался во дворце собраний Судхарма, он был недосягаем для них. Бог Варуна подарил Кришне коней, способных передвигаться со скоростью ума. Некоторые из них были иссиня-чёрными, а некоторые – белоснежными. Хранитель сокровищ богов, Кувера, подарил Кришне восемь мистических сокровищ, а правители других планет преподнесли свои дары.
Город был наполнен пением птиц и жужжанием пчёл, летавших в прекрасных парках, живописных цветниках и фруктовых садах с деревьями, усыпанными сочными плодами. Там были пруды, поросшие красными и голубыми лотосами и разнообразными лилиями. Среди этих цветов плавали белоснежные лебеди, а у кромки воды разгуливали журавли, и крики этих птиц оглашали берега. Павлины и другие красивые птицы издавали чарующие звуки. В городе было 900 000 огромных дворцов, построенных из лучшего мрамора, с серебряными воротами и дверьми. Колонны домов и дворцов были отделаны философским камнем, сапфирами и изумрудами, а пол излучал сияние. Эти дворцы были обставлены мебелью, инкрустированной золотом и самоцветами. В городе была превосходно спланированная сеть больших и малых улиц с перекрёстками и рыночными площадями, все они были нарядно украшены. Там было много жилых домов, дворцов собраний и храмов, один прекраснее другого. Широкие улицы, перекрёстки, переулки, аллеи, а также пороги жилых домов сияли чистотой. С обеих сторон каждой дороги росли кусты, а раскидистые деревья, посаженные через одинаковые промежутки, и флаги, развевавшиеся на флагштоках, давали тень, укрывая прохожих от жарких лучей солнца. Дороги, дворы, торговые улицы и дворики были сбрызнуты ароматизированной водой.
Во дворце, где жил сам Кришна, прислуживало множество нарядно одетых служанок с ожерельями на шее и браслетами на руках. Охраняли дворец облачённые в доспехи стражники с тюрбанами на головах, в красивой одежде, в ушах у них сверкали серьги с драгоценными камнями. Там также было много изысканно одетых слуг, выполнявших разнообразную домашнюю работу. Свет бесчисленных лампад, усыпанных самоцветами, рассеивал сумрак дворца. Повсюду были развешаны гирлянды из жасмина и других цветов, которые привлекали к себе рои жужжащих пчёл, а сквозь ажурную решётку окон лился чистый лунный свет. Во дворце курилось такое множество благовоний и душистых смол, что их ароматный дым струился из окон на улицу. Павлины принимали этот дым за облака и, ликуя, начинали танцевать.
В писаниях говорится, что на Двараку не раз нападали, ведь Господь явился в этот мир в то время, когда бесчисленные цари-самозванцы наводнили Землю, и Он хотел избавить её от этого бремени. Поэтому Шри Кришна враждовал почти со всеми царями, правившими в те времена. Так, однажды царь Шалва, поклявшийся уничтожить род Ядавов, удовлетворив своими аскезами Господа Шиву, попросил у него воздушный корабль, который не могли бы уничтожить ни боги, ни демоны, ни люди, ни гандхарвы, ни ураги, ни ракшасы. Господь Шива удовлетворил просьбу Шалвы и подарил ему летающий железный город. Со своей огромной армией Шалва осадил город, уничтожив разбитые вокруг него парки и сады, дворцы и смотровые башни, ворота и крепостные стены, а также места отдыха горожан. Со своего удивительного корабля он обрушивал вниз потоки снарядов: камни, брёвна, молнии, змей, куски льда. Поднялся сильный вихрь, который застлал всё небо пылью. Дварака, штурмуемая кораблём Шалвы, не могла вздохнуть спокойно. Сын Господа Кришны, доблестный Прадьюмна, встал на защиту города. Завязалась настолько жестокая битва, что у каждого, кто видел это зрелище, волосы вставали дыбом. Казалось, будто демоны вновь вступили в битву с богами. Двадцать семь дней и ночей продолжалось это сражение. Господь Кришна в то время гостил в Индрапрастхе у Пандавов, как вдруг Он стал замечать недобрые знамения. Немедленно собравшись, Он отправился в Двараку и сразил Шалву.
После искусно устроенного грандиозного сражения на Курукшетре, в результате которого в силу уничтожения демонических царей значительно облегчилось бремя Земли, игры Кришны на нашей планете подошли к своему завершению – пришло время Шри Кришне возвратиться в Его вечную обитель. Богам пора было снова приступить к их привычным обязанностям по управлению вселенной, поэтому каждый из них должен был вернуться на свою планету. Чтобы всё это устроить, Господь вызвал гибель династии Яду, и весь Его род исчез с лица Земли. В результате проклятия Ядавы, опьянев от вина, до смерти бились друг с другом на стеблях железного тростника, не узнавая один другого, пока весь их род не был уничтожен.
Как только Кришна покинул Двараку, океан вышел из берегов и затопил этот великолепный город. Это произошло 18 февраля 3102 года до н.э. В «Сурья-сиддханте», одном из автортетнейших астрономических источников, описывается выравнивание планет в одну линию в это время. Все семь главных планет выстраиваются в один ряд со звездой Ревати (дзета Рыб), если наблюдать их положение в полночь, 18 февраля, из Удджайна. Интересно, что такое редкое сочетание звезд за 6000 последних лет происходило только три раза.
В астрономических таблицах, составленных под руководством испанского короля Альфонсо Десятого Кастильского (Испания 13 век), приводится дата всемирного потопа: 17 февраля 3102 года до н.э. Персидский астроном Абу Машар в «Книге Тысячи» также ссылается на дату 17 февраля 3102 г до н.э. И упоминает в связи с ней о соединении планет в это время. Абу Машар предполагал, что это и есть дата Всемирного потопа.
Современный город Дварака был построен на суше после того, как столица Шри Кришны ушла под воду. Дварака является одним из четырёх самых святых мест паломничества в Индии, расположенных в разных концах полуострова: Джаганнатха-пури на востоке, Рамешварам на юге, Дварака на западе и Бадринатх на севере.

Фильм 5. «Господин Великий Новгород», 26 мин

Послание: «Где Святая София, тут Новгород!»

Двигаясь вглубь веков и рассматривая положение Нептуна в Водолее, обратим внимание на расположение Юпитера и Сатурна в знаках своей наивысшей силы ― Раке и Весов соответственно. Движение Юпитера и Сатурна также пишет историю человека. Одно из имен Сатурна ― Кала , Время, Юпитера ― Джива, Человек. Все три планеты за последние 2000 лет занимали эти знаки дважды: в 2014 году и 864. 864 год ― время расцвета Великой Кхмерской империи, когда великие императоры Камбу строили множества храмов Вишну и распространяли религию по всей земле. Примерно в это же время на другом конце света образовалось уникальное государство Новгородская республика. 859 год ― самая ранняя дата летописного свидетельства о Великом Новгороде. Летописец упоминает о Новгороде как о городе, возведенном племенем словен. Конечно, эта дата основания Новгорода условна, как условны и многие другие летописные датировки исторических событий. Для возникновения славянских городов большое значение имела система рек Восточной Европы. «Реки служили не только коммуникациями внутри территорий восточного славянства, но и важнейшими артериями, связывавшими Русь с внешним миром. Положение Киева позволяло ему контролировать путь вниз по Днепру, на Черное море и Византию. Новгород запирал путь по Волхову, который выводил к Ладоге и далее через Неву в Финский залив и на Балтику». Славяне построили Новгород в центре огромной речной системы. Удачно выбранное местоположение позволило Новгороду в дальнейшем стать одним из богатейших городов Европы и сердцем великой державы. Реки имели немалое значение и для внутренней жизни Новгородского государства. Они соединяли воедино его обширную территорию. Водоразделы же между речными системами служили естественными границами с соседними русскими землями. Однако одними географическими данными нельзя объяснить рост и значение Новгорода. Ведь географию определяют прежде всего люди. На протяжении многих веков новгородцы представляются нам отважными, смышлеными, искусными людьми, смелыми путешественниками, дерзкими в войнах и в дальних странствованиях. История Новгорода, как она видна сегодня, пережила несколько этапов. Поначалу на его территории возникли небольшие поселки. Политическое объединение поселков приводит к созданию общего административного центра Детинца ― он и стал Новым городом по отношению к создавшим его городкам- концам. Каждый из этих городков был центром принадлежавшей ему округи, а Детинец стал столицей громадного межэтнического объединения всего русского Северо-Запада. В Детинце не было жилой застройки, там находились площадь, на которой проходили вечевые собрания, и языческое капище. Новгородцы продолжали жить в постепенно разраставшихся поселках-концах. Новгород был по сущности федерацией пяти концов, которые имели собственное самоуправление. Бояре, занимая в этом самоуправлении ведущее место, одновременно представляли концы и во властных структурах общеновгородского уровня. На территории между «концами» с течением времени начали селиться новые переселенцы. Эти свободные горожане не были зависимы от боярских родов. Их поселки стали называться «сотнями». В дальнейшем десять новгородских сотен возглавил тысяцкий. С ростом города к первоначальным трем концам ― Славенскому, Людину, Неревскому ― в XII веке прибавился четвертый ― Плотницкий, а в XIII веке пятый ― Загородский. После принятия христианства новгородцы уничтожили языческое капище в Детинце и возвели на его месте главный городской храм ― собор Святой Софии. Детинец становится резиденцией новгородских епископов, а собор ― их кафедральным храмом и духовным оплотом народного веча. Великий Новгород развивался быстро. На общеевропейском фоне он выделялся обустроенностью городского хозяйства. Д. С. Лихачев писал: «Городское благоустройство Новгорода оставляло позади себя многие города Западной Европы. Уже в XI веке в Новгороде мостили улицы... Между тем, главная улица Парижа была впервые замощена в 1184 году. В Западной Европе первые мостовые появляются лишь в конце XII века... Улицы Новгорода были узки, но извилистая форма, типичная для средневекового города, не была преобладающей в Новгороде. Вдоль улиц были положены желоба и трубы для сточных вод. Ярославово Дворище имело первый в Северной Европе водопровод, по которому в деревянных трубах бежала чистая ключевая вода».
Великий Новгород был одним из крупнейших городов средневековой Европы. «В конце XIII века Новгород являлся самым большим и самым благоустроенным русским городом, не уступавшим западноевропейским городам, а в некотором отношении (устройство мостовых и водопровода) опережал их. По подсчетам исследователей, Новгород в это время превосходил по своей численности ― 30 тысяч жителей ― такие города Европы, как Лондон, Гамбург и Гданьск, насчитывавшие по 20 тысяч жителей. В эпоху расцвета республики на ее территории, согласно письменным источникам, существовало около 30 городов. В их число входили такие известные города, как Великие Луки, Торжок, Старая Руса, Ладога, Орешек, Корела, Копорье, Ямгород, Порхов, Орлец, Тиверский городок и др. В своем большинстве эти города не впечатляли размерами, но имели развитые посады и являлись важными региональными центрами, выполнявшими административные, военные и хозяйственные функции. Кроме городов на территории Новгородской земли находилось немалое количество мелких селений.
По некоторым древним источникам Рюрик, хотя и был призван на княжение в Новгород издалека, не был для новгородцев чужаком. По линии матери он принадлежал к правящей в Новгородской земле древней княжеской династии. Во всяком случае, в приглашении Рюрика на правление не было ничего необычного. В то время Новгород сотрясали внутренние раздоры, общество было разделено на враждующие партии. Возникла острая необходимость в правителе, который примирил бы противостоящие стороны и был нейтральным в разрешении их споров. Помог обычай. Славянские народы призывали тогда себе князей на основании такого общечеловеческого обычая, по которому спорящие между собою стороны отдают свой спор на обсуждение посторонним лицам, наблюдая, чтоб эти лица совершенно были непричастны всему, что подавало повод им самим ко взаимной вражде.Наибольшей политической силой в Новгороде изначально обладали местные боярские роды. Рюрика пригласили на правление в Новгород не более, как для того, чтобы уравновешивать интересы различных аристократических кланов и исполнять роль третейского судьи в их спорах. В будущем, когда новгородская политическая система станет совершенней, новгородцы вполне безболезненно будут обходиться и без князя.
Конечно, не все в новгородском обществе было безукоризненно, однако насколько это возможно в реалии, Великий Новгород приблизился к идеалу истинного республиканского строя и подлинного народовластия.
Новгородская республика ― пример гражданской общины, присущей арийским народам. Конечно, новгородская община была во многом своеобразна и имела оригинальные черты, которые отличали ее от таких древних гражданских обществ, как, например, Рим и Афины. Тем не менее, корни новгородского народовластия уходили в арийскую древность.
Было ли вече оригинальным изобретением новгородского общества? Отнюдь нет. Почему же представление о Великом Новгороде так неразрывно связано с вече? И само вече ассоциируется с Новгородом? Потому что из всех славянских племен наиболее долго вече просуществовало именно в Новгороде. Вече было самым существенным проявлением новгородского народовластия. Когда в средневековой Европе почти повсеместно уже господствовали различные формы монархического правления, Великий Новгород в своем общественном устройстве оставался одним из немногих заповедников арийского мира. Всенародное новгородское вече собиралось у Софийского собора. И площадь перед Софией никогда не застраивалась церквами, что видно по ее изображению на иконах. Древнейшее и законное место сбора ― у Софии, на общегородской территории, где не живет князь и которая подвластна городу, а не одному из его концов.
Во всех русских городах было множество храмов, «но ни один город в России не мог равняться по количеству церквей с Великим Новгородом. По выражению знаменитого церковного историка митрополита Макария (Булгакова), Новгород «был переполнен монастырями». Тем не менее боголюбивые новгородцы не прекращали строить все новые и новые храмы и монашеские обители. Издалека Новгород был похож на огромный монастырь. Путешественник, глядя на город, невольно задавался вопросом: живут ли там, кроме монахов, мирские люди?
Весь облик Детинца воплощал собой единство Церкви и государства. Детинец олицетворял мощь новгородской православной теократии. Центрами церковной жизни новгородских улиц и концов были приходские храмы. Новгородцы, желавшие проводить подвижнический образ жизни, уходили в кончанские монастыри. Эти обители были средоточием духовной жизни населения соответствующих городских концов. Теократичность Новгородской республики ― это прежде всего совокупность законов, традиций и обычаев, проникнутая духом строгого Православия, духа, который позволял называть Русь Святой. Такая теократичность пронизывала все сферы жизни новгородцев. Новгородцы обладали мощной национальной идеологией, которая на протяжении столетий доказала свою жизнестойкость. Внешним проявлением этой национальной идеи было прославление Господина Великого Новгорода и созидание его политического могущества. Но еще более важной составляющей частью национальной идеи являлось служение Святой Софии. Безусловно, для православных новгородцев духовное содержание национальной идеологии было намного существенней ее внешней формы, которая для них являлась только видимым, осязаемым воплощением идеи служения Святой Софии, Премудрости Божией. Святая София имела у новгородцев осязаемый символ ― Софийский собор. Значение этого собора для Новгорода было столь велико, что новгородский летописец смело утверждал: «Где Святая София, тут Новгород!» Новгород был республикой ― Господином Великим Новгородом. Собор Святой Софии являлся его духовным центром, и существовало поверье, что Новгород охраняется „Божественной Премудростью“.
Софийский собор использовался не только для богослужения. Он являлся местом, где проходили различные государственные акты и торжественные церемонии, устраивались, например, приемы иностранных послов; здесь размещались библиотека и архив древнего Новгорода, хранились исторические ценности города, образцы мер и весов. Под звон Софии на площади перед собором собиралось всенародное вече, устраивались проводы воинов и встречи победителей. Благочестивой жизнью отличались все слои новгородского общества. При этом новгородцы требовали нравственной чистоты не только от претендентов на церковные посты, но и на высокие светские должности. Кроме деловых качеств, чиновники должны были обладать глубоким благочестием. Поэтому неудивительно, что многие новгородские посадники заканчивали земные дни в монастырском уединении.
Новгородцы не объединили Русь, не создали империю. Свое предназначение они видели совершенно в другом. Новгородцам удалось построить такое общество, за которое они без колебаний веками отдавали жизни на полях сражений. Собственные достижения в области общественного строя, экономики, культуры и духовности настолько впечатляли новгородцев, что почтение к своему государству у них иногда граничило с превозношением над прочими русскими землями. Граждане Новгородской республики не желали ни с кем объединяться, никого завоевывать по одной причине: слияние с кем бы то ни было они воспринимали как угрозу для своего благополучия и образа жизни.

Фильм 6. «Золотая Аватара. Ренессанс в Индии», 26 мин, документальный

Послание: «Божественная любовь один раз низошла на землю, и эта земля была Бенгалия!»

Итак, в начале 21 века наступила эра Водолея. Водолей на санскрите «Кумбха», или «кувшин». Мифологически этот знак связан с кувшином амриты, напитка бессмертия, полученного при пахтании Мирового океана.
Легенда гласит. Некогда на горе Меру собрались боги и предались горестным размышлениям о недугах и старости, которые преследуют даже небожителей. Неизмеримо превосходит их существование срок земной жизни, но и ему положен предел. «Как бы избавиться от недугов и старости навсегда и стать бессмертными и вечно молодыми?» ― говорили они. Вишну сказал богам: «Ступайте вместе с асурами к великому океану и там все вместе сбивайте океан, чтобы добыть из него амриту ― напиток бессмертия». И боги одобрили слова Вишну. Они заключили мир с асурами и вместе с ними стали готовиться к пахтанию океана, обещав им равную долю напитка бессмертия, когда они его добудут. Вместо веревки они решили взять царя змей Васуки, а мутовкой сделать гору Мандара. Эта гора возвышалась над землей на одиннадцать тысяч йоджан и на столько же уходила в глубь земли. С горой Мандара и змеем Васуки боги и асуры пришли к Океану и просили у него позволения сбить его воды, чтобы добыть амриту. Владыка вод дал им свое согласие, но за то попросил долю амриты и для себя.
Царя черепах, того, что держит мир на своей спине, боги и асуры попросили спуститься на дно океана, чтобы послужить опорою для горы Мандара ― их мутовки. Исполинская черепаха согласилась на их просьбу. Она подставила спину, и боги вместе с асурами водрузили на нее подножие Мандары, а вокруг той горы обернули змея Васуки, как веревку. И асуры ухватились за голову великого змея, а боги за хвост ― так посоветовал им Вишну ― и начали пахтать океан ради амриты, и длилось то пахтание много сотен лет.
Асуры и боги попеременно рывками тянули к себе тело змея, и при каждом рывке из пасти его вырывались дым и пламя; огонь изнурял демонов жаром, лишая их сил, а дым собирался в сверкающие молниями тучи, которые ползли вдоль тела змея к его хвосту и проливали на богов освежающие дожди.
Без устали вращали мутовку асуры, опаляемые пламенем, и боги, освежаемые ливнями из туч. Сначала воды океана, смешанные с соками трав и деревьев, превратились в молоко, потом молоко стало сбиваться в масло. Но амрита все не появлялась. И вот наконец, когда и асуры и боги уже изнемогли от тяжкого труда, появился из вод океана ясный Месяц и поднялся на небосвод, сияя холодным светом.
Вначале на поверхность вышли многие чудесные вещи, которые боги и демоны взяли себе. А потом вышел Дханвантари, неся кувшин с амритой.
Когда асуры увидели сосуд с амритой, они пришли в исступление и подняли ужасающий шум. С криками «Это мое!» они устремились к драгоценной чаше, и каждый из них стремился завладеть амритой только для себя. Тогда Вишну обернулся женщиной необычайной красоты, с дивным лицом и прелестным станом, и вступил в толпу асуров. Увидев перед собой чудесную деву, восхищенные асуры прекратили борьбу за напиток бессмертия; разум их помрачился, и, смущенные ее прелестью, они отдали ей чашу с амритои.
Когда асуры опомнились и увидели, что амрита исчезла, их охватило смятение. Но боги во главе с Вишну были уже далеко от них и уже принялись пить по очереди желанную влагу. Только одному из асуров ― дракону Раху удалось отведать напитка бессмертия. Приняв облик бога, он тайком подобрался к амрите и уже приложился к чаше, но тут Солнце и Месяц узнали Раху и, желая блага богам, разоблачили его. В гневе Вишну отсек Раху голову своим оружием ― острым сверкающим диском. Амрита между тем успела дойти Раху до горла. Поэтому голова его осталась бессмертной. Она вознеслась в небо, а тело рухнуло вниз, и земля сотряслась от его падения.
С тех пор голова Раху остается на небе; питая неутолимую ненависть к Солнцу и Месяцу, она вечно преследует их, чтобы отомстить за разоблачение, и время от времени хватает их своей пастью, хотя проглотить совсем не может ― вот от чего происходят солнечные и лунные затмения. А хвост Раху норой появляется на небесах в виде кометы.
Говорят, во время раздачи амриты три капли напитка бессмертия упали на землю в место слияния трех рек ― Ганги,муны и Сарасвати. В честь этого, в Индии, в месте слияния трех рек, проходит фестиваль Кумбхамела, куда приходят йоги и мистики. А Дханвантари, собравший в горшок напиток бессмертия, принес в этот мир науку об исцелении ― аюрведу,- и знания об обретении истинной свободы.
Что может означать Кумбхамела в астрологическом смысле? В джйотиш воду олицетворяют Луна и Венера. Обе планеты связаны с идеей бессмертия: одно из имен бога Луны Сома, или «напиток бессмертия», а бог Венеры Шукрачарья известен как Шукра, получивший от Шивы мантру, побеждающую смерть. Эти планеты движутся быстро и не могут быть связанными с циклами развития человечества.
Но есть еще одна планета, олицетворяющая воду, - Варуна, названная в честь бога Мирового океана. Нам эта планета известна как Нептун. Нептун движется по Зодиаку медленно, обходит его за 165 лет, а в одном знаке пребывает 14 лет. Его положение в Водолее очень сильное, Кумбха наполняется «водой-амритой» и знаменует новый этап развития человеческой мысли.
Исследуя циклы Нептуна, самым удивительным кажется стояние планет в 1523-1524 гг. В это время Нептун, Юпитер, Сатурн и Раху собрались в Водолее. Это редчайшая и уникальнейшая комбинация. Как эта комбинация повлияла на мир?
Все знают, что эти годы приходятся на эпоху Высокого Ренессанса.
Эпоха Возрождения принесла в мир расцвет культуры, философии, науки, причем, не только на Западе, в Европе, но и на Востоке.̆
В начале 16 века в Индии стало распространяться новое философское учение — гаудия-вайшнавизм, в основе которого лежит развитие любви и преданности Богу. Его основатель — Чайтанья Махапрабху, которого называют Золотой Аватарой.
Чайтанья Махапрабху сам на бенгальском языке не написал ни одной строчки, и все-таки он является одной из ключевых фигур в истории бенгальской литературы. Его влияние на литературу поистине безмерно. Ему удалось активировать необыкновенно мощные глубинные процессы, полностью изменившие ход исторического развития средневековой Бенгалии и всю систему духовных ценностей и мировосприятия бенгальского народа. В средние века бенгальское общество было очень замкнутым и консервативным, но Чайтанья привнес в его жизнь мощную струю чистого, свежего воздуха, начав повсеместную проповедь религии любви, того, что мы сейчас называем "вайшнава дхармой". Как следствие, люди начали осознавать истинную ценность человеческой жизни, или, как очень хорошо сказал один средневековый поэт: "Человеческая форма жизни - высочайшее обретение для души, и выше этого в мире нет ничего, поскольку только через человеческую форму душа может перейти в высшую, истинную и необыкновенно прекрасную реальность!" Чайтанье Махапрабху удалось пробудить всё бенгальское общество, в корне изменив его жизнь. Это, конечно же, не могло не отразиться на ходе развития бенгальской литературы.
Чайтанья был воплощением божественной любви. Вот какие прекрасные слова сказал о нем доктор Динешочондро Сен: "Божественная любовь только один раз низошла на землю, и эта земля была Бенгалией!"
Чайтанья Махапрабху родился в 1486 году в Навадвипе. Отца его звали Джаганнатха Мишра, а мать - Шачи Дэви. Самому же Чайтанье люди из любви давали очень много разных имен. При рождении ему дали имя "Вишвамбхара" ("Хранитель вселенной"), но потом его еще стали называть "Нимаем" ("Рожденный под деревом Ним"). Тело Чайтаньи было нежно-золотого цвета, поэтому его еще называли "Гауранга", или, сокращенно - Гаура (золотистый). В детстве Чайтанья был очень шаловливым, но необыкновенно способным ребенком. Проявив незаурядные способности в изучении различных наук, в юности Чайтанья сам становится очень известным ученым. Он открывает свою собственную школу, где начинает преподавать грамматику многочисленным ученикам. Но продолжалось это довольно недолго, только до того момента, как он отправился в город под названием Гая. Здесь он встретил Шрилу Ишвара Пури и получил от него посвящение. Немного позже его главным именем станет "Шри Чайтанья".
Всю свою жизнь он занимался распространением любви к богу, проводя свои дни в совместном с другими последователями воспевании святых имен или в изучении Шримад Бхагаватам. Шри Чайтанья был постоянно погружен в любовь к богу, отдавая всего себя идее распространения божественной любви. Постепенно к его движению присоединялось всё больше и больше людей. Шри Чайтанья говорил, что истинной целью человеческой жизни является обретение любви к Верховному Господу и - самое революционное в его движение - он не делал никаких различий между людьми, заявляя о равенстве их всех, - идея, весьма необычная для средневековой Бенгалии. В то время в бенгальском обществе существовало очень жесткое разделение его членов, и многим бенгальцам просто не позволялось заниматься религией. Но Шри Чайтанья говорил так: "Низший высшим станет вмиг, поклоняясь Кришне!" Эта идея сразу же придала необыкновенную значимость человеческой жизни. Жизнь Шри Чайтаньи была довольно короткой, в 1533 году в возрасте сорока восьми лет, находясь в Джаганнатха Пури, он оставил этот мир. Влияние Шри Чайтаньи на жизнь бенгальского общества и на ход развития бенгальской литературы оказалось поистине безграничным. Все его деяния и поступки были отражены в весьма обширном наследии средневековой вайшнавской литературы. В это наследие входят сборники лирических стихотворений, философские трактаты и жизнеописания различных вайшнавов, и в первую очередь самого Чайтаньи Махапрабху.

Фильм 7. «Высокое Возрождение в Европе», 26 мин, документальный

Послание: «Гуманизм — в центре человек и его развитие»

В предыдущем фильме мы разобрали, как проявила себя эпоха Ренессанса в Индии. Напомним про стояние планет в 1523-1524 годах. В это время Нептун, Юпитер, Сатурн и Раху собрались в Водолее. Раху здесь означает материальное развитие. Это нашло свое отражение в средневековой Европе.
Возрождение, или Ренессанс — одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающая почти три столетия: с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в. Это была эпоха крупных перемен в истории народов Европы. В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс зарождения капиталистических отношений и кризис феодализма, происходило создание крупных национальных государств, появилась абсолютная монархия, формировались новые общественные группы — буржуазия и наемный рабочий люд. Великие географические открытия расширили горизонты современников, было изобретено книгопечатание.
Новая, ренессансная культура широко опиралась на наследие античности, осмысленное по-иному, чем в средние века, а во многом и заново открытое, но она черпала также из лучших достижений средневековой культуры, особенно светской — рыцарской, городской, народной. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности. Гуманизм стал идейной основой культуры Возрождения.
По всей Европе Возрождение развивается в разное время. Раньше всего оно возникло в Италии. Выделяют три периода Возрождения в Италии — Проторенессанс (13-14 вв), Раннее Возрождение (почти весь 15 век), Высокий Ренессанс (конец 15-первая треть 16 века).
С конца XV в., когда итальянское искусство достигает наивысшего подъема, начинается Высокое Возрождение. Для Италии этот период оказался исключительно тяжелым. Раздробленная и потому беззащитная, она была буквально опустошена, разграблена и обескровлена вторжениями со стороны Франции, Испании, Германии и Турции. Однако искусство в этот период, как это ни странно, переживает невиданный расцвет. Именно в это время творят такие титаны, как Леонардо да Винчи. Рафаэль. Микеланджело, Тициан.
Более столетия Италия оставалась единственной страной ренессансной культуры; к концу XV в. Возрождение начало сравнительно быстро набирать силу в Германии, Нидерландах, Франции, в XVI в. ― в Англии, Испании, странах Центральной Европы.
Зарождение ренессансной литературы во 2-й половине XIV в. связано с именами Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. Они утверждали гуманистические идеи достоинства личности, связывая его не с родовитостью, а с доблестными деяниями человека, его свободой и правом на наслаждение радостями земной жизни. В «Книге песен» Петрарки отразились тончайшие оттенки его любви к Лауре. В диалоге «Моя тайна», ряде трактатов он развивал идеи о необходимости изменить структуру знания ― поставить в центр проблемы человека, критиковал схоластов за их формально-логический метод познания, призывал к изучению античных авторов (Петрарка особенно ценил Цицерона, Вергилия, Сенеку), высоко поднимал значение поэзии в познании человеком смысла своего земного бытия. Эти мысли разделял и его друг Боккаччо, автор книги новелл «Декамерон», ряда поэтических и научных сочинений. В «Декамероне» прослеживается влияние народно-городской литературы средневековья. Здесь в художественной форме нашли выражение гуманистические идеи ― отрицание аскетической морали, оправдание права человека на полноту проявления своих чувств, всех естественных потребностей, представление о благородстве как порождении доблестных дел и высокой нравственности, а не знатности рода. Тема благородства, в решении которой отразились антисословные представления передовой части бюргерства и народа, станет характерной для многих гуманистов. В дальнейшее развитие литературы на итальянском и латинском языках большой вклад внесли гуманисты XV в. ― писатели и филологи, историки, философы, поэты, государственные деятели и ораторы.
Распространенным жанром живописи, графики, медальерного искусства, скульптуры стал портрет, что было непосредственно связано с утверждением гуманистического идеала человека. Героизированный идеал совершенного человека с особой полнотой воплотился в итальянском искусстве Высокого Возрождения в первые десятилетия XVI в. Эта эпоха выдвинула ярчайшие, многогранные таланты ― Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Сложился тип универсального художника, совмещавшего в своем творчестве живописца, скульптора, архитектора, поэта и ученого. Художники этой эпохи работали в тесном контакте с гуманистами и проявляли большой интерес к естественным наукам, прежде всего анатомии, оптике, математике, стремясь использовать их достижения в своем творчестве.
Итальянское Возрождение оказало огромное воздействие на развитие ренессансной культуры в других странах Европы. Этому способствовало в немалой степени книгопечатание. Крупными центрами издательского дела были в XVI в. Венеция, где еще в начале столетия типография Альда Мануция стала важным центром культурной жизни; Базель, где столь же значительными были издательские дома Иоганна Фробена и Иоганна Амербаха; Лион с его прославленной печатней Этьенов, а также Париж, Рим, Лувен, Лондон, Севилья. Книгопечатание стало мощным фактором развития ренессансной культуры во многих странах Европы, открыло путь к активному взаимодействию в процессе построения новой культуры гуманистов, ученых, художников.
В Германии культура Возрождения переживала бурный взлет в конце XV в. ― 1-й трети XVI в. Одной из ее особенностей был расцвет сатирической литературы, начало которому положило сочинение Себастьяна Бранта «Корабль дураков», в котором подвергались острой критике нравы времени; автор подводил читателей к выводу о необходимости реформ общественной жизни.
Во Франции культура Возрождения складывалась и переживала расцвет в XVI в. В то же время особенностью французского Возрождения был интерес к традициям народной культуры, творчески осваиваемой гуманистами. Эти тенденции очень ярко проявились в сатирическом романе выдающегося писателя эпохи Возрождения Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», где сюжеты, почерпнутые из старинных народных сказаний о веселых гигантах, сочетаются с осмеянием пороков и невежества современников, с изложением гуманистической программы воспитания и образования в духе новой культуры.
В английском Возрождении на его раннем этапе ведущей фигурой был Томас Мор, создатель «Утопии», где гуманистические идеи свободы, равенства, справедливости были положены в основу идеального общества без частной собственности. Высокого подъема достигло в XVI в. искусство театра, демократического по своей ориентации. В многочисленных публичных и частных театрах ставились бытовые комедии, исторические хроники, героические драмы. Пьесы К. Марло, в которых величественные герои бросают вызов средневековой морали, Б. Джонсона, в которых возникает галерея трагикомических характеров, подготовили появление величайшего драматурга эпохи Возрождения Уильяма Шекспира. Совершенный мастер разных жанров ― комедий, трагедий, исторических хроник, Шекспир создал неповторимые образы сильных людей, личностей, ярко воплотивших черты человека Возрождения, жизнелюбивого, страстного, наделенного умом и энергией, но подчас и противоречивого в своих нравственных поступках.
В Испании культура Возрождения переживала «золотой век» во 2-й половине XVI в. ―первых десятилетиях XVII в. Ее высшие достижения связаны с созданием новой испанской литературы и национального народного театра, а также с творчеством выдающегося живописца Эль Греко. Формирование новой испанской литературы, выросшей на традициях рыцарского и плутовского романов, нашло блестящее завершение в гениальном романе Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». В образах рыцаря Дон Кихота и крестьянина Санчо Пансы раскрывается главная гуманистическая идея романа: величие человека в его смелой борьбе со злом во имя справедливости. Роман Сервантеса ― и своеобразная пародия на уходящий в прошлое рыцарский роман, и широчайшее полотно народной жизни Испании XVI в. Сервантес был автором ряда пьес, внесших большой вклад в создание национального театра. В еще большей мере бурное развитие испанского театра Возрождения связано с творчеством чрезвычайно плодовитого драматурга и поэта Лопе де Вега, автора лирико-героических комедий плаща и шпаги, проникнутых народным духом.
В XVI ― первых десятилетиях XVII в. значительные сдвиги произошли в развитии науки. Начало новой астрономии положила гелиоцентрическая теория польского ученого Н. Коперника, совершившая переворот в представлениях о Вселенной. Она получила дальнейшее обоснование в трудах немецкого астронома И. Кеплера, а также итальянского ученого Г. Галилея. Астроном и физик Галилей сконструировал подзорную трубу, открыв с ее помощью горы на Луне, фазы Венеры, спутников Юпитера и др. Открытия Галилея, подтвердившие учение Коперника о вращении Земли вокруг Солнца, дали толчок более быстрому распространению гелиоцентрической теории, которую церковь признавала еретической; она преследовала ее сторонников (например, судьба Д. Бруно, сожженного на костре) и запретила сочинения Галилея. Много нового появилось в области физики, механики, математики. Стивеном были сформулированы теоремы гидростатики; Тарталья успешно изучал теорию баллистики; Кардано открыл решение алгебраических уравнений третьей степени. Г. Кремер (Меркатор) создал более совершенные географические карты. Возникла океанография. В ботанике Э. Корд и Л. Фукс систематизировали широкий круг знаний. К. Геснер обогатил знания в области зоологии своей «Историей животных». Совершенствовались знания по анатомии, чему способствовал труд Везалия «О строении человеческого тела». М. Сервет высказал мысль о наличии легочного круга кровообращения. Выдающийся медик Парацельс сблизил медицину и химию, сделал важные открытия в фармакологии. Агрикола систематизировал знания в области горного дела и металлургии. Леонардо да Винчи выдвинул ряд инженерных проектов, далеко опередивших современную ему техническую мысль и предвосхитивших некоторые позднейшие открытия (например, летательного аппарата).

Фильм 8. «Два взгляда на одну Вселенную», 26 мин, документальный

Послание: «Мы — дети единого мира и у нас единые корни»

Между индийской и западной астрологией много общего: в основе обеих традиций лежит геоцентрическая модель мира — в центре находится неподвижная Земля и человек, наблюдающий за движением звезд и планет; и та, и другая системы используют двенадцать знаков Зодиака, и даже названия у них, в основном, совпадают.
Традиционная индийская астрология -джйотиш — состоит из трех частей: сиддханта, самхита и хора.
Сиддханта представляет собой астрономию в чистом виде: расчет движения планет, определение времени затмений, фаз Луны и т. д. Самхита рассматривает природные явления, такие как землетрясения, наводнения, извержение вулканов и другое, а также включает в себя астрологию стран и государств. Хора трактует гороскоп, построенный на определенный час: гороскоп человека, гороскоп вопроса, гороскоп на год и т.д.
На Западе сейчас астроогия и астрономия — отдельные науки, но на территории Старого и Нового света мы встречаем древние мегалитические обсерватории, которые служили нашим предкам для наблюдения за движением Луны и Солнца и других планет. 2000 лет назад по комете, которую назвали Вифлеемской звездой, волхвы узнали о пришествии Спасителя.
В западной астрологии также есть раздел, изучающий гороскопы стран и государств — мунданная астрологияИ, конечно же, западная астрология разработана в гороскопах, построенных на определенный час: это и гороскоп человека, и хорарная астрология (гороскоп вопроса), и солярная астрология (гороскоп на год) и др.
Взгляды на происхождение астрологии в двух системах расходятся.
Джйотиш полагает, что в основе ведической астрологии лежат трактаты, написанные более пяти тысяч лет назад. Великий индийский астролог 20 века, доктор Б.В.Раман, потомок ведического мудреца Васиштхи, пишет: «Астрологическая традиция говорит о том, что восемнадцать великих учителей — Сурья, Питамаха, Вьяса, Васиштха, Атри, Парашара, Гарга, Нарада и другие — передавали из рук в руки факел астрологического знания без разрыва в веках. В этом ряду, подобно Полярной звезде, сияет имя Парашары, поскольку на его системе, в основном, и базируется современная индийская астрология. Его труд «Брихат-Парашара-хора-шастра» и наиболее древняя работа «Сурья-сиддханта» составляют, образно говоря, два колеса джйотиш- шастры, ведической астрологии».
Современные ученые Западного мира считают, что индийская астрономия и астрология заимствованы индусами у греков во время индо-греческого периода. Они полагают, что самый древний астрологический трактат, на основе которого была создана индийская астрономия и астрология — это «Явана-джатака» («Высказывания греков»), написанная около 150 года н.э. Яванешварой, ученым-граком, жившего при дворе Рудрадамана 1, царя династии Западных Кшатрапов. Сам трактат не сохранился, но около 270 года Спуджидхваджа переложил «Явана-джатаку» в стихи, и именно это переложение дошло до наших дней. В этом трактате излагаются основы греческой астрологии и приводятся расчеты движения небесных тел с помощью зигзагообразных функций — вавилонской техники, перенятой греками.
Также современные западные ученые утверждают, что основные тексты, на которые опирается индийская астрология,- это компилляции раннего Средневековья, в особенности «Брихат-Парашара-Хора- шастра» и «Саравали», которые были составлены, по их мнению, в 7-8 веках н.э.
Почему же так расходятся взгляды индийских и западных ученых относительно возраста ведической литературы, а также на происхождение астрологии? Заимствовали ли индусы астрологию у греков во время индо-греческого периода или у обеих астрологических систем был один корень?
Нам предстоит открыть суть этого конфликта и совершить путешествие на озеро Риши — красивейшее место в Индии.

НЕБО НА ЗЕМЛЕ
Творческий краудпроект –
создание документальных фильмов
Послания древних цивилизаций нашим современникам